Обкатка нитро двигателя радиоуправляемой модели
Главное о чем нужно помнить при обкатке нитро двигателя, это необходимость проведения обкатки качественно и не торопясь. В данной статье будут описаны основные этапы обкатки нитро двигателя, но при этом важно изучить инструкцию именно к вашей модели. Крайне полезным будет приобретение инфракрасного термометра, это не обязательное, но рекомендуемое дополнение. С помощью инфракрасного термометра вы сможете контролировать температуру двигателя в процессе обкатки.
Начав обкатывать новый двигатель не ждите стабильной ровной работы. Новый двигатель может плохо заводиться, часто глохнуть, но это нормальная ситуация. Не переживайте что вам достался бракованный мотор, после завершения обкатки и настройки, мотор будет работать ровно и стабильно.
Важно! Новому или уже частично обкатанному нитро двигателю нельзя даже кратковременно давать большие нагрузки. Также нельзя раскручивать двигатель до высоких оборотов. Ещё одно ограничение связано с температурой, необкатанный двигатель нельзя перегревать, температура должна быть в пределах 120C. Нарушение этих требований приводит к неправильной приработке деталей двигателя. В дальнейшем это приведет к проблемам при настройке, снизит максимальную мощность, а главное ресурс двигателя. Главная цель проведения обкатки нитро двигателя, заключается в правильной постепенной приработке всех компонентов двигателя.
Обкатка нитро мотора состоит из нескольких этапов, при этом важен каждый из них. Для обкатки вам потребуется большая ровная площадка с твердым и желательно чистым покрытием. Не забудьте полностью зарядить аккумулятор накала перед началом обкатки. При обкатке не допускайте ситуацию когда двигатель глохнет из-за закончившегося в баке топлива.
Первый этап
-
Снимите с модели кузов.
-
Уточните в инструкции к модели, что не сбиты заводские настройки карбюратора.
-
Залейте полный бак нитро топлива.
-
Установите и подключите бортовое питание.
-
Поставьте модель на надежную подставку. Убедитесь, что колеса свободно вращаются в воздухе, а сама модель не упадет от вибрации работающего мотора. В случае если у вас нет возможности установить модель на подставку, можно обойтись и без неё, но будьте крайне осторожны, при неотрегулированном двигателе холостые обороты могут быть завышенными, поэтому модель запросто может от вас уехать когда вы этого не ожидаете.
-
Подкачайте топливо, установите накал и запустите двигатель и дайте ему потратить весь бак на холостых оборотах. Есть большая вероятность, что двигатель будет работать нестабильно и достаточно часто глохнуть, в этом случае не нужно проводить регулировку, просто запускайте двигатель заново. Не допускайте больших оборотов!
-
После того, как двигатель почти полностью израсходует первый бак, заглушите его и установите поршень в нижнюю точку. Это можно сделать покрутив маховик сцепления, в том месте где маховик будет крутиться легче всего нужно остановиться. Это действие является крайне важном, т.к. гильза цилиндра не является строго цилиндрической, а сужается к верху для обеспечения лучшей компрессии. Поэтому, если поршень останется в верхней мертвой точке, то он будет распирать гильзу, и это может привести к неправильному формированию зазора между поршнем и гильзой.
-
Дайте остыть в течении 10-20 минут в зависимости от температуры окружающего воздуха. Не допускайте резкого охлаждения двигателя, это может привести к его повреждению.
При работе на заводских настройках, предназначенных для бережной обкатки, двигатель работает на сильно обогащенной смеси, это обеспечивает лучшую смазку и охлаждение мотора, но это же приводит к переливу топлива и остановке двигателя, а также густому дыму и каплям масла из выхлопной трубы. Это нормальный режим работы двигателя при обкатке, так и должно быть.
Второй этап
-
Обедните топливную смесь. Для этого нужно повернуть винт регулировки иглы высоких оборотов по часовой стрелке на 1/8 оборота.
-
Залейте второй полный бак нитро топлива.
-
Подключите накал и запустите двигатель. Зафиксируйте модель на подставке или при её отсутствии поднимите модель в воздух, после этого очень плавно, чтобы не заглушить мотор, нажмите на газ, раскрутив мотор до средних оборотов, но не дольше чем на 1-2 секунды. Это необходимо для удаления лишнего масла из двигателя, оставшегося после первого бака топлива. Повторите набор оборотов 2-3 раза.
-
Дайте двигателю потратить примерно 90% бака.
-
Заглушите двигатель и снова установите поршень в нижнюю точку.
-
Дайте остыть в течении 10-20 минут в зависимости от температуры окружающего воздуха. Не допускайте резкого охлаждения двигателя.
Третий этап
-
Снова немного обедните топливную смесь. Для этого нужно повернуть винт регулировки иглы высоких оборотов по часовой стрелке еще на 1/8 оборота.
-
Залейте третий полный бак нитро топлива.
-
Подключите накал и запустите двигатель.
-
Зафиксируйте модель на подставке или при её отсутствии поднимите модель в воздух, после этого очень плавно, чтобы не заглушить мотор, нажмите на газ, раскрутив мотор до средних оборотов, но не дольше чем на 1-2 секунды. Это необходимо для удаления лишнего масла из двигателя, оставшегося после первого бака топлива. Повторите набор оборотов 2-3 раза.
-
Поставьте модель на большую ровную поверхность, желательна ровная асфальтированная площадке без препятствий.
-
Максимально плавно приведите модель в движение, не допуская высоких оборотов двигателя, допустимы только низкие и средние обороты. Дайте двигателю отработать примерно 90% бака. Катайтесь по небольшому кругу, необкатанный мотор может часто глохнуть и если отъезжать далеко, вам придется далеко ходить чтобы запускать заново. В случае, когда двигатель глохнет при попытке обкатки в движении, не меняйте его настройки, а продолжайте настройки на месте или на подставке.
-
Заглушите двигатель и снова установите поршень в нижнюю точку.
-
Дайте остыть в течении 10-20 минут в зависимости от температуры окружающего воздуха. Не допускайте резкого охлаждения двигателя.
Четвертый этап
-
Снова немного обедните топливную смесь. Для этого нужно повернуть винт регулировки иглы высоких оборотов по часовой стрелке еще на 1/8 оборота.
-
Залейте четвертый полный бак нитро топлива.
-
Поставьте модель на большую ровную поверхность.
-
Установите накал и запустите двигатель.
-
Максимально плавно приведите модель в движение. Катайтесь по площадке иногда делая ускорения, но не допуская высоких оборотов. Дайте двигателю отработать примерно 90% бака.
-
Заглушите двигатель и снова установите поршень в нижнюю точку.
-
Дайте остыть в течении 10-20 минут в зависимости от температуры окружающего воздуха. Не допускайте резкого охлаждения двигателя.
Пятый этап
-
Снова немного обедните топливную смесь. Для этого нужно повернув винт регулировки иглы высоких оборотов по часовой стрелке еще на 1/8 оборота.
-
Залейте пятый полный бак нитро топлива.
-
Поставьте модель на большую ровную поверхность.
-
Установите накал и запустите двигатель.
-
Приведите модель в движение. Катайтесь по площадке иногда делая более быстрые, но плавные ускорения, при этом не допуская максимальных оборотов. Потратьте примерно 50% бака.
На данном этапе вам необходимо внимательно наблюдать за работой двигателя и проводить первые регулировки.
-
Первое что нужно отрегулировать это устойчивый холостой ход. Для его настройки нужно установить модель на ровную поверхность и завести двигатель. При этом модель должна стоять на месте не пытаясь тронуться, но при этом и не глохнуть. Регулировка холостого хода осуществляется поворотом упорного винта холостого хода, при повороте по часовой стрелке обороты будут увеличиваться, при повороте против - уменьшаться.
-
Далее нужно проверить регулировку положения иглы высоких оборотов, для этого несколько раз сделайте более резкое ускорение, при этом наблюдая за работой двигателя и дымом из выхлопной трубы. Если при нажатии на газ мотор плавно и быстро начинает набирать обороты, может раскручиваться до высоких оборотов, а из выхлопной трубы идет хорошо заметный голубоватый дым и небольшие капли масла, значит двигатель готов к дальнейшей обкатке и настройке. Полностью израсходуйте пятый бак топлива и дайте модели остыть.
-
Если двигатель плохо реагирует на курок газа, модель с трудом разгоняется, а из выхлопной трубы идет очень густой дым и много масла, нужно ещё обеднить топливную смесь, повернув регулировочный винт иглы высоких оборотов по часовой стрелке ещё на 1/8 оборота.
-
Если двигатель с трудом заводится и не держит низкие обороты, стараясь сразу перейти на высокие, а также быстро перегревается и не дает густой дым из выхлопной трубы, нужно обогатить топливную смесь, повернув регулировочный винт иглы высоких оборотов против часовой стрелки на 1/8 оборота.
Обкатка двигателя в холодное время года
Обкатка нитро двигателя в холодное время года, когда температура опускается ниже 10C имеет свои особенности. Это связано с тем, что холодный воздух в том же объеме содержит значительно больше кислорода по сравнению с теплым, поэтому если оставить летние настройки карбюратора, то топливно-воздушная смесь станет слишком обедненной. Кроме того, при остывании детали двигателя меняют объем более существенно. Но это не значит, что нельзя обкатывать нитро двигатели в холодное время года, но нужно соблюдать определенные требования:
-
Применяйте топливо с уменьшенным содержанием нитрометана.
-
Установите более "горячую" свечу.
-
Немного обогатите топливную смесь, повернув винт регулировки иглы высоких оборотов против часовой стрелки на 1/8 оборота.
-
Перед запуском двигателя прогрейте модель до комнатной температуры в помещении или машине.
-
Не допускайте резкого остывания двигателя! В перерывах между обкаткой относите модель домой или в машину.